Правовое регулирование несостоятельности банкротства

Нужно ли совершенствовать правовое регулирование банкротства?

Правовое регулирование несостоятельности банкротства

Банкротство предприятия не обязательно влечет за собой прекращение его деятельности и распродажу его имущества для погашения возникшей у него задолженности. В действительности это не точное представление.

Правовое регулирование банкротства предусматривает следующие процедуры несостоятельности юридического лица: наблюдение, финансовое оздоровление, мировое соглашение, внешнее управление и конкурсное производство.

Именно конкурсное производство предусматривает распродажу имущества и использование активов предприятия-должника для удовлетворения требований кредиторов.

Для того чтобы обеспечить соблюдение интересов кредиторов, законодатель предусмотрел ряд норм, регулирующих воздействие на предприятие-банкрота разными способами.

Так, при возбуждении дела о банкротстве на начальном этапе принимаются меры по обеспечению сохранности имущества и активов предприятия-должника.

С этой целью накладывается арест на его имущество, устанавливается его финансовое состояние, отстраняется от управления собственник и прежнее руководство организацией.

Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) для восстановления платежеспособности банкрота позволяет применять меры, которые в итоге приводят должника в платежеспособное состояние, удовлетворяя требования кредиторов. При этом к нему не применяется процесс ликвидации.

К таким мерам относится перепрофилирование производства фирмы-банкрота, ее продажи, накладывание моратория на требование кредиторов, а также оспаривание сделок должника.

И если предыдущие меры не дали положительного результата или, например, если совет кредиторов счел нецелесообразным их применение, то должник подлежит ликвидации.

Арбитражный процесс имеет свои стадии. Основные из них – это принятие заявления, проведение судебного заседания по проверке обоснованности поданного заявления, подготовка дела к рассмотрению. Далее проводится заседание по рассмотрению дела, на котором устанавливается, является ли банкротом данный должник.

После этого судом выносится акт об отказе в признании должника банкротом или о прекращении производства по делу либо о введении определенной процедуры банкротства. После вынесения судебного акта производится его исполнение или его обжалование.

Заключительным этапом следует завершение производства по делу о несостоятельности.

Положения правового регулирования несостоятельности (банкротства) предусматривают проведение процедуры банкротства как комплекс мер в отношении банкрота, направленных на восстановление его платежеспособности или на его ликвидацию.

Весь комплекс мер, которые применяются к должнику, предусмотрены действующим законодательством, важную роль в котором занимают его процедуры.

Правовое регулирование восстановительных мероприятий и наблюдения

Восстановительные мероприятия законодателем разделены на досудебную и судебную санацию, которые называются финансовым оздоровлением и внешним управлением соответственно.

В этом случае действие правового регулирования несостоятельности (банкротства) направлено на предотвращения банкротства, проводимое до того момента, как в арбитражный суд подано заявление о признание несостоятельности предприятия-должника.

На основании имеющейся практики по восстановлению платежеспособности должника рассматривают следующие способы его восстановления.

Первый из них заключается в том, что у должника осуществляется замена его активов. Применяться он может к предприятию любой организационно-правовой формы и заключается в том, что учреждается одно или несколько новых акционерных обществ.

Для их учреждения используются активы должника, которые служат основой для новых акционерных обществ. Уставным капиталом новых образований служит имущество предприятия-должника при условии, что его обязательства остаются на нем.

Этот способ может применяется к банкроту по решению его собственника, на основании которого он включается в план внешнего управления.

Другой способ состоит в том, чтобы увеличить уставной капитал, используя дополнительную эмиссию акций. Для применения этого способа требуется решение собрания акционеров, которые на протяжении 1,5 месяца после проведения эмиссии получают преимущество на скупку дополнительных акций. По истечении этого периода эти акции могут реализовываться свободно и только за деньги.

Еще один способ восстановления заключается в осуществлении одновременных расчетов со всеми кредитодателями, которые могут проводиться учредителями, собственниками и третьими лицами.

На основании заявления арбитражному управляющему через одну неделю начинается расчет со всеми кредиторами. Удовлетворение всех требований должника происходит в течение месяца.

После завершения всех расчетов в арбитражный суд и кредиторам арбитражным управляющим направляется уведомление.

Следующая процедура банкротства называется наблюдение. Ее назначение состоит в том, что к предприятию-банкроту принимаются меры по сохранению целостности и наличия его имущества.

Во время этой процедуры анализируется финансовое состояние должника, учитываются и заносятся в реестр требования кредиторов, проводится их первое заседания.

задача наблюдения заключается в том, чтобы обеспечить сохранность имущества должника до того момента, пока арбитражный суд не вынесет решения по делу. Возлагается эта задача на арбитражного управляющего, который утверждается судом.

Временный управляющий решает возложенную на него задачу, осуществляя контроль деятельности руководства предприятия-должника. Помимо этого, для того чтобы установить целесообразность проведения для несостоятельной организации восстановления или ликвидации, управляющий должен изучить его финансовое состояние.

Финансовое оздоровление и внешнее управление

Для того чтобы восстановить платежеспособность должника и погасить его задолженность в соответствии с утвержденным графиком, применяется финансовое оздоровление.

Эта процедура банкротства вводится положениями правового регулирования несостоятельности (банкротства) с целью сохранения фирмы-должника как самостоятельного хозяйствующего субъекта.

При финансовом оздоровлении органы управления предприятием-банкротом не отстраняются и не лишаются своих полномочий. На их деятельность накладываются определенные ограничения со стороны административного управляющего.

Арбитражный суд вводит эту процедуру на основании решения собрания кредиторов на срок не более чем 2 года. Законодатель правильно посчитал, что введение финансового оздоровления на короткий срок будет неэффективным решением и предоставил возможность проводить эту процедуру в более длительный срок.

Судебная санация или внешнее управление применяют к предприятию-должнику с той же целью, что и финансовое оздоровление, но полномочия по управлению банкротом передаются внешнему управляющему.

Положениями правового регулирования несостоятельности (банкротства) установлено, что эта процедура применяется исключительно к юридическим лицам.

Вводится внешнее управление арбитражным судом на основании решения, принятого собранием кредиторов, которое приходит к нему простым анием и по результату большинства .

В исключительных случаях арбитражный суд по своей инициативе может ввести внешнее управление фирмой-банкротом, что может не удовлетворять требования кредиторов и идти с ними вразрез.

Положениями правового регулирования несостоятельности (банкротства) это допускается в тех случаях, если суд приходит к выводу, что решения первого собрания кредиторов и их ходатайство в суд об открытии конкурсного производства идет в ущерб большинству кредиторов.

Судья может так поступить, если им в ходе рассмотрения дела устанавливается возможность восстановления платежеспособности должника.

Конкурсное производство и мировое соглашение

В процессе банкротства его конечной стадией является конкурсное производство, в результате которого юридическое лицо прекращает свое существование.

Положения правового регулирования несостоятельности (банкротства) позволяют применять ее к физическому лицу, которое осуществляет предпринимательскую деятельность, с прекращением этой деятельности как итогом конкурсного производства.

Целью этой процедуры является реализация имущества предприятия-банкрота и распределение полученных средств среди кредиторов согласно порядку очередности. При этом данная процедура позволяет обеспечить охрану имущественных интересов всех участников процедуры банкротства от противоправных действий.

Законодатель допускает, что между предприятием-банкротом и кредиторами может быть заключено добровольное соглашение об удовлетворении имущественных претензий на определенных участниками процесса условиях.

Такая процедура называется мировым соглашением и предусматривает отсрочку или рассрочку по выполнению обязательств. Помимо этого, в мировых соглашениях применяются уступка прав требованиям фирмы-банкрота, выполнение третьими лицами обязательств банкрота, применение скидок с задолженности.

Это наиболее желаемый способ завершить дело о банкротстве для организации-банкрота.

Требования к улучшению процедуры банкротства

Несмотря на различные процедуры банкротства, специалисты убеждены, что законодательства в вопросах несостоятельности неравномерно учитывают интересы всех участников процесса.

Требуется создать такое правовое регулирование несостоятельности, которое бы создавало условия, позволяющие максимально удовлетворять требования кредиторов при сохранении действующих предприятий-должников.

Именно этими категориями должен руководствоваться законодатель.

Проблема, которая очень актуальна на сегодняшний день, заключается в том, что арбитражные суды недостаточно объективно оценивают достоверность и обоснованность данных, на основании которых принимаются решения о признании должника банкротом.

С другой стороны, промедление с вынесением решения о возбуждении производства о несостоятельности, делает реальной угрозы интересам добропорядочным кредиторов.

Источник: https://1bankrot.ru/zakonodatelstvo/pravovoe-regulirovanie-bankrotstva.html

Правовое регулирование банкротства

Правовое регулирование несостоятельности банкротства

В странах с рыночной экономикой большая роль отведена институту банкротства. Его основная функция – своевременное определение организаций, у которых отсутствуют платежные способности. 

Деятельность таких компаний может представлять угрозу функционирования других субъектов. Чтобы этого не произошло, законодательство предусматривает процедуру банкротства.

Что такое несостоятельность? Признаки

В соответствии с законодательством РФ статус банкротства присваивается компаниям по решению арбитражного суда. Основание – неспособность объекта, осуществляющего хозяйствующую деятельность, погасить финансовые обязательства, предусмотренные договорами, контрактами и иными соглашениями.

Также законодательством предусматриваются признаки банкротства:

  • Организация не может погасить задолженности перед кредиторами в течение трех месяцев со дня, который был указан для исполнения долга;
  • Размер задолженности перед всеми кредиторами в сумме составляет более 100.000 руб.

Определение суммы задолженности

Объем финансового долга и размеры обязательных платежей фиксируются арбитражным судом в момент подачи заявления о признании предприятия несостоятельным.

Это возможно во всех случаях, не противоречащих законодательству. Другие требования кредиторов принимаются после назначения арбитражного управляющего.

Если в денежных обязательствах, ранее не оплаченных, предусматривается выплата средств в иностранной валюте, то сумма долга переводится на рубль в соответствии с текущей ставкой Центробанка РФ.

Расчет будет производиться суммами, зафиксированными в разное время:

  • В день, когда была открыта процедура банкротства;
  • На день после того, как истечет период, отведенный для исполнения обязательства.

Правовое регулирование

Свод законов, в котором учрежден ряд правовых норм, регулирующих банкротство, отличается сложной структурой.

Его основа состоит из следующих нормативных актов:

  1. Федеральный закон №127 «О несостоятельности» от 2002 года;
  2. ГК РФ, отдельные главы о банкротстве индивидуального предпринимателя (физического лицо) и юридического лица;
  3. Другие законы, принимаемые для регулирования отрасли несостоятельности и участников имущественных отношений, сложившихся в данной ситуации.

Федеральный закон о несостоятельности включает ряд правовых норм международного права. В их снова ложатся общепризнанные принципы и договоры, заключенные РФ с другими государствами.

Юридические лица

Правовое регулирование несостоятельности юридических лиц осуществляется ст. 65 Гражданского кодекса РФ. Она используется, если юрлицо, являющееся коммерческим предприятием (исключение составляют казенные учреждение), не может своевременно погасить задолженности за счет своего имущества.

https://www.youtube.com/watch?v=t8wzBJ4cddE\u0026list=PLwLDCqVxhRpJLffBvYVkF1qvYwCbS-Pxz

При этом удовлетворение запросов кредиторов производится в отдельной очередности, предусмотренной ГК РФ в ст. 64. Другие моменты, связанные с признанием несостоятельности юрлиц, регулируются законами РФ.

Гражданское регулирование

Вследствие инициативы законодателей были наделены особым значением положения, связанные с регулировкой банкротства граждан. Это можно наблюдать при сопоставлении с другими ФЗ, принятыми после введения закона о несостоятельности.

В делах, связанных с гражданским банкротством, вышеупомянутый ФЗ будет изменять правовое регулирование между субъектами отношений только после корректировки.

Уголовная ответственность за действия неправомерного характера при банкротстве предусмотрена УК РФ. Она наступает за обнаружение признаков преднамеренного приведения предприятия к банкротству либо фиктивной несостоятельности. В такой ситуации дела рассматриваются арбитражным судом по месту нахождения должника.

Регулирование интересов кредиторов

ФЗ «О банкротстве» от 2002 года закрепляет права кредиторов, а именно их право на получение выплаты, равной сумме задолженности. Законом устанавливаются очереди кредиторов,  порядок расчета с залоговыми кредиторами.

Также закон не только устанавливает очередность выплат, но и порядок удовлетворения запросов. Так, в нем указывается, что требования залоговых кредиторов будут удовлетворены при получении средств от продажи предмета, выступающего залогом.

Аналогично будут удовлетворены требования кредиторов, которые будут обеспечиваться имуществом должника. Если рассматривать договор комиссии, то законодатель устанавливает, что при объявлении комитента банкротом, требования комиссионера будут удовлетворены на основании правил, установленных для залоговых кредиторов (ст. 996 Гражданский кодекс РФ).

Дополнительные нормативные акты

К числу других нормативно-правовых актов, на основании которых происходит правовое регулирование банкротства и отношений между его участниками, относится:

  1. Постановление Правительства России от 2003 г. « О требованиях к выбору арбитражного управляющего при банкротстве». Правовые нормы, входящие в структуру постановления, регулируют порядок выбора лица на должность управляющего. Главное требование, изложенное в постановлении – независимость управляющего от обеих сторон. Это необходимо для объективной оценки банкротства.
  2. Арбитражный процессуальный кодекс РФ. Документ перетерпел множество изменений. Действительной является последняя версия от 2002 года.
  3. ФЗ от 1997 года №119 «Об исполнительном производстве». Законом регулируются требования к исполнительному производству, перечень исполнительных документов, указаны последствия нарушения требований, которые предъявляются к исполнительному документу. Также данным ФЗ оговаривается отсрочка или рассрочка судебного заседания, причины отложения исполнительных действий.
  4. ФЗ от 1999 года №40 « О банкротстве кредитных организаций». Нормативный акт регулирует вопросы сроков внешнего управления, особенностей представления кандидатуры, на место управляющего, указаны обязанности управляющего, особенности, связанные с восстановлением платежной способности организации. Также в документе указывается порядок отчуждения имущества организации во время конкурсного производства.
  5. Постановление Правительства России от 2004 года №257 «Об обеспечении интересов РФ как кредитора при банкротстве». В этом акте указываются права Министерства финансов РФ в отношении к фирмам-банкротам.

Правовое регулирование банкротства позволяет избежать проблем и столкновений интересов не только кредиторов и предприятия-должника, но и их с государством.

Правовая база признания несостоятельности не успела получить свое развитие в РФ, он с каждым годом она продолжает совершенствоваться.

Изменения в нормативные акты вводятся на основе судебной практики, что показывает состоятельность и компетентность судов при рассмотрении дел о банкротстве юридических и физических лиц.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://1likvidaciya.ru/likvidacija-i-bankrotstvo/pravovoe-regulirovanie-bankrotstva.html

Правовое регулирование банкротство – контроль несостоятельности, законы

Правовое регулирование несостоятельности банкротства

Все страны мира, которые характеризуются активным развитием рыночной экономики, располагают мощной законодательной базой, позволяющей правомерно регулировать вопросы банкротства.

Их главной функцией является не только удовлетворение требований кредиторов, но и выявление предприятий, которые являются неплатежеспособными с последующей оптимизацией их финансового состояния. Ликвидация организации в данном случае является крайней мерой.

Признание статуса по признакам

Анализ Законодательства РФ дает возможность выделить основные критерии, согласно которым судебные органы вправе признать участника предпринимательской деятельности  несостоятельным.

Среди них можно выделить следующее:

  • наличие финансовых обязательств заемщиков перед кредиторами;
  • неспособность юридических или физических лиц удовлетворить финансовые требования кредиторов проистечение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения;
  • в том случае, когда задолженность участников предпринимательской деятельности составляет 100 тысяч рублей, а физических лиц – 10 тысяч рублей;
  • признание банкротства в судебном порядке.

Существуют также отдельные нормы, регулирующие критерии несостоятельности граждан. Закон гласит о том, что банкротом может быть признано юридическое или физическое лицо, стоимость долга которого превышает стоимость его собственности.

https://www.youtube.com/watch?v=-i2AAgSJ1hg\u0026list=PLwLDCqVxhRpJLffBvYVkF1qvYwCbS-Pxz

Отдельная норма регулирует критерии банкротства стратегических предприятий и организаций. Такая необходимость вызвана потребностью защиты публичных интересов.

В отличие от физических и юридических лиц, критерием несостоятельности стратегических предприятий является неспособность выполнить обязательства перед кредитором по истечении 6 месяцев с момента их исполнения. Кроме того, сумма долга должна насчитывать не менее 500 тыс. рублей.

Источники в законе

На современном этапе развития Российской Федерации первые попытки урегулировать вопрос о несостоятельности были предприняты в 1992 году. Причиной тому стал указ президента «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применения к ним специальных процедур».

Но как показала практика, указ характеризовался ограниченным применением, что вызвало необходимость вносить коррективы правовое регулирование банкротства. В дальнейшем, изменения в закон о банкротстве вносились три раза.

В 1992 году был принят закон, который позволил правомерно проводить конкурсный процесс. Несмотря на неполноценность закона, он имел положительную сторону. Благодаря ему стало возможно признание несостоятельности нерентабельных предприятий.

Указ президента О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий

Следующие нововведения появились в 1994 году. Оно заключалось в том, что в закон о банкротстве были введены критерии, позволяющие определить неудовлетворительную структуру баланса. Кроме того, закон гласил о том, что предприятие можно признать неплатежеспособным независимо от внешних признаков установленных законодательством.

В 1998 году также были внесены коррективы в правовое регулирование банкротства, позволяющие несостоятельным владельцам предприятия возобновить бизнес, а кредитором максимально возместить свои убытки.

Последующие изменения были также введены в 1998 году. Новый закон принципиально отличался от предыдущих актов. Согласно установленным нормам, был произведен отказ от принципов неоплатности долга, и введено понятие неплатежеспособность.

В этом же году были введены последние дополнения, которое включает в себя различные рекомендации по ускорению процедуры несостоятельности, которые применимы по инициативе кредиторов организации – должника.

Разбивка по субъектам

Законы, регулирующие процедуру банкротства, содержат множество особенностей. Прежде всего, стоит обратить внимание на тот факт, что существующие нормы варьируются в зависимости от субъекта, в качестве которого могут выступать физические и юридические лица.

В случае с физическими лицами, по инициативе законодательных органов, нормам, регулирующим банкротство граждан, придавалось особое значение. Таким образом, в делах о несостоятельности граждан федеральные законы смогут изменить правомерное регулирование отношений исключительно после внесения коррективов в Закон о банкротстве.

Кодекс РФ предусмотрел уголовную ответственность за нарушение установленных норм в том случае, если законодательные органы обнаружили факт фиктивной или преднамеренной несостоятельности.

Что касается банкротства юридических лиц, то существующие нормы гласят о том, что в случаях, когда должник не в состоянии удовлетворить требования кредиторов или отдать долг за счет своей собственности, то процедура ликвидации происходит в соответствии с ГК РФ.

Таким образом, требования кредиторов удовлетворяются в соответствии со специальной очередностью, которую предусматривает тот же кодекс. Прочие процедуры несостоятельности юридических лиц регулируются законодательством РФ.

Правовое регулирование в делах банкротства

Правое регулирование банкротства регламентируется законодательством РФ, которое характеризуется неоднородностью. Участников процесса важно понять все тонкости действующих норм по вопросам несостоятельности.

Главные черты

Законодательство РФ по вопросам регулирование банкротства является сложным комплексом норм, которые призваны выполнять процедуры по удовлетворению требований кредиторов и оптимизации состояния предприятий заемщиков.

Главной чертой законов является их неоднородность.

Вопросы несостоятельности, прежде всего, регламентирует ГК РФ, которые условно подразделяются на три группы:

  • акты, регулирующие вопросы несостоятельности граждан;
  • акты, включающие в себя специализированные указания по использованию положений о банкротстве;
  • акты, которые не регулируют непосредственно вопросы о несостоятельности, но регламентируют прочие вопросы, к примеру, нормы устанавливающие ответственность за нарушение законов ( фальсификация банкротства).

Взаимоотношения при процессе

Законодательство содержит в себе некоторые специфические нормы, которые призваны регулировать два вида отношений:

МатериальныеГлавной целью является восстановление платежеспособности заемщика. В основном, такой тип отношений состоит из мер, которые призваны предотвратить несостоятельность. Некоторые материальные отношения возникают в процессе применения процедур, постановленных судебными органами.
ПроцессуальныеНаправленные на признание заемщика банкротом. Такой тип отношений предполагает возбуждение судебного дела, реализацию требований кредиторов, признание заемщика несостоятельным, ликвидацию предприятия и прочее.

Требования к улучшению

По убеждению большинства специалистов в области юриспруденции, законодательные нормы и процедуры банкротства, несмотря на их разнообразие, неравномерно берут в учет интересы всех сторон процесса. Они утверждают, что существует необходимость регулировать вопросы о несостоятельности, по максимуму удовлетворяя интересы кредиторов с учетом сохранности предприятий заемщиков.

Суть проблемы заключается в том, что арбитражный суд не достаточно объективно проводит оценку данных, которые предприятия признаются банкротами.

Контроль и поддержка

Согласно Законодательству РФ, Федеральная служба призвана выполнять важные функции в процессе регулирования банкротства.

Ее главными задачами является следующее:

  • Служба призвана проводить специальные мероприятия, которые помогают предотвратить банкротство. Более того, представители закона внедряют мероприятия по оптимизации финансового состояния компании – заемщика, а также процедуру реструктуризации.
  • Федеральная служба занимается исполнением полномочий государственного органа, представляя интересы РФ по обязательным платежам, а также интересы РФ, как кредитора.
  • Служба принимает участие в разработке и внедрении процедур, для анализа финансового состояния предприятий и реализует контроль за платежно-расчетным процессом.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://calculator-ipoteki.ru/pravovoe-regulirovanie-bankrotstva/

Юриспруденция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: